Зажженная свеча в Лиме
На побережье Тихого океана
Столица Перуанской Республики, город на побережье Тихого океана, историческое пристанище индейских племен, «город королей», старейший город Южной Америки – Лима. Настоятель единственного на сегодняшний день русского прихода в столице Перу иерей Игорь Терентьев рассказал об истории православных приходов в Южной Америке и жизни русского прихода во имя блаженной Матроны Московской в Лиме.
Первый храм
В Парагвае православная община появилась еще в 1928 году. И даже не смотря на то, что потомки ее основателей впоследствии перешли в католичество, все-таки дух ортодоксальности остался, и некоторые семьи, в большинстве своем украинцы и белорусы, сохранили здесь православную веру.
В Перу тоже был приход, однако он образовался гораздо позже − в 1950 году. Тогда в Лиме существовала русская колония эмигрантов. Она была небольшой по численности, но все-таки главным общим делом этих людей стало строительство в городе православного храма. Руководил сбором средств и строительством князь Алексей Николаевич Чегодаев. Все перуанские русские были людьми небогатыми, а потому собирали деньги на храм всем миром, устраивая многочисленные благотворительные концерты, спектакли, лотереи. Построенная таким образом Свято-Троицкая церковь являлась единственным православным храмом в Перу. Богослужения в ней совершались иеромонахом Серафимом (Фетисовым), который с первых дней создания церкви и до самой своей кончины посвятил себя служению в этом храме.
В конце 50-х православный приход в Перу, ведущий свою историю от дореволюционной Американской миссии Русской Церкви, перешел из подчинения РПЦЗ в юрисдикцию Северо-Американской митрополии (с 1970 года – Православной Церкви в Америке) и находился в этом статусе до конца 90-х годов.
В 1998 году скончались отец Серафим и многолетний церковный староста граф Сергей Николаевич Коновницын, после чего многонациональная церковная община обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой принять ее под свою юрисдикцию. Сегодня эта церковь вмещает в себя прихожан разных национальностей. Большинство составляют православные греки и арабы, поэтому приход нельзя назвать в полной мере русским. Богослужения совершаются на испанском языке.
Наши соотечественники посещали и посещают службы в этом храме, но все-таки среди русскоязычной диаспоры созрело решение о создании прихода Русской Православной Церкви. «Все-таки нас здесь немало, и есть желание сохранить именно свою духовную культуру и обычаи», − говорили люди.
О культуре, погоде и религии
Если в России наступает конец лета, то в Лиме − «конец зимы».В Южной Америке существует сильное социальное расслоение ─ это заметно и невооруженным взглядом. Но все равно люди, с которыми приходится сталкиваться, доброжелательны: часто здороваются даже незнакомые. Большинство жителей Перу небогаты, но по природе своей очень жизнелюбивы.
Сохраняются семейные связи среди родственников, хотя по сравнению с Парагваем жизнь здесь менее размеренная и патриархальная. Да и как сравнить полуторамиллионный город Асунсьон и девятимиллионную Лиму? Конечно, урбанизация накладывает свой отпечаток.
В Перу, как и по всей Латинской Америке, традиционна приверженность к Католической Церкви − в воскресные и праздничные дни католические храмы не пустуют. Перуанцы уважают свои традиции и освящают браки в церкви. Крещение, Миропамазание, первое Причастие − важные события в жизни каждой семьи.
А климат… Если в России наступает конец лета, то в Лиме − «конец зимы». Из-за близости Тихого океана и холодного течения из Антарктики в этот период довольно прохладно, небо постоянно затянуто тучами − редко когда солнышко пробьется через них.
Матрона Московская в Перу
17 января 2011 года в зале Российского культурного центра в столице Республики Перу Лиме состоялось учредительное собрание православной общины. В повестке дня был вопрос о создании прихода Московского Патриархата. Обсуждалось, как будет называться приход, был принят приходской устав в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, избран приходской совет. Решили направить на имя митрополита Аргентинского и Южноамериканского Платона прошение о принятии церковной общины в лоно Московского Патриархата.
Иерей Игорь Терентьев, настоятель прихода во имя блаженной Матроны Московской в Лиме
А 22 марта того года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о принятии в состав ее Аргентинской и Южноамериканской епархии нового прихода во имя блаженной Матроны Московской в Лиме.
Работа же инициативной группы верующих по организации православной общины началась за несколько лет до этого. Русскоязычные прихожане, принадлежавшие тогда к приходу Троицкого храма Константинопольского Патриархата, в 2009 году организовали церковный хор. Со временем возникло напряжение в отношениях между прихожанами различных диаспор, и русскоязычная группа почти в полном составе была вынуждена покинуть храм. Тогда и появилась идея создания общины Русской Православной Церкви, были отправлены письма в Патриархию.
Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк дал благословение пригласить для организации богослужений и проведения приходского собрания священника Александра Горбунова, в то время − настоятеля Покровского храма в Панаме. Он и отец Серафим (Кравченко) оказали духовную поддержку первым прихожанам и пожертвовали для совершения богослужений церковную утварь. Отец Александр неоднократно посещал приход, а отец Серафим в течение трех лет прилетал из Москвы на празднование Светлого Христова Воскресения.
Прихожане и богослужения
Известие о прибытии священника и организации приходской жизни вызвало интерес в русскоязычной диаспоре, но сколько человек реально готовы участвовать в жизни прихода и посещать богослужения, пока не известно. 17 августа 2014 года была отслужена Божественная литургия, на которой присутствовало около тридцати человек. После службы состоялось приходское собрание, заявление о вступлении в члены которого подали четырнадцать человек. С ними и были проведены перевыборы приходского совета. Решился также вопрос об аренде помещения для регулярных богослужений − они будут совершаться в часовне святого Хосе при детском доме Перес Аранибар.
Богослужения планируется совершать на церковнославянском языке. Важно сохранение славянского языка, близкого членам диаспоры, который способствует духовной связи с Родиной, а также знакомит с историческими корнями Русского Православия детей прихожан. Тем не менее, в случае необходимости будет использоваться и испанский язык.
Непредсказуемым образом, переплетаются судьбы в духовном мире: в далеком Перу появился приход блаженной Матроны Московской
За три года, прошедшие со времени вхождения прихода во имя блаженной Матроны Московской в состав Аргентинской и Южноамериканской епархии, сделано много. Заложен фундамент, видны перспективы развития, но все же основное еще впереди: ранее совершались только Пасхальные и Рождественские службы, и, конечно, прихожане «с вдохновением» посещали храм. А каково будет каждое воскресенье «ходить в церковь»? Сколько будет прихожан на службах, пока трудно сказать.
Оказавшись без церкви в инославной среде, многие совсем не знают основ духовной жизни. И поэтому пастырю здесь надо будет с терпением и любовью воцерковлять прихожан.
Переплетение судеб в духовном мире
Любопытно, что бабушка инициатора создания нового прихода и новоизбранной церковной старосты Татьяны Ордоньес при жизни была знакома с тогда еще мало кому известной старицей, а ныне прославленной Русской Церковью святой − блаженной Матроной Московской. В трудные годы революции и войны в России эта женщина жила мудрыми наставлениями старицы. От своей бабушки Татьяна Ордоньес слышала очень много рассказов о чудесных деяниях святой Матроны, на могилу которой на Духовском кладбище они всегда ходили молиться. Тогда же бабушка ей сказала, что когда-нибудь Матронушка будет признана святой и в ее честь будут называть храмы.
Вот так, порой непредсказуемым образом, переплетаются судьбы в духовном мире: в далеком Перу появился приход блаженной Матроны Московской, а скоро, надеемся, появится и храм. И сейчас наша покровительница и защитница святая Матрона помогает нам во всех наших делах.
О перспективах развития Православия в Перу можно говорить с оптимизмом
Перспективы
О перспективах развития Православия в Перу, как и в целом в Южной Америке, наверное, можно говорить по большей части с оптимизмом: имеются желание и надежда собрать разрозненную в диаспоре паству в крепкие, деятельные общины в храмах нашей Русской Православной Церкви. Надеемся сделать для этого все от нас зависящее под мудрым архипастырским руководством назначенного на Южноамериканскую кафедру епископа Леонида.
Записала Ольга МАРЫШЕВА
17.10.2014